Меню
«Работа — мое главное увлечение»
Педагог Людмила Пастушенко о преподавании в вузе, студентах и о том, как изменилось образование за полвека
Профессор кафедры русской филологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Людмила Михайловна Пастушенко в этом году отметила юбилей — 14 августа ей исполнилось 75 лет. Сентябрь прошлого года для педагога тоже был ознаменован важным событием — исполнилось ровно 50 лет с тех пор, как она пришла работать в вуз. Коллектив университета будет поздравлять её с этими датами 18 октября. В преддверии торжества корреспондент ИА «Камчатка» побеседовала с Людмилой Михайловной. Она рассказала, почему решила стать педагогом, о себе, интересных случаях из преподавательской практики и о том, что изменилось в вузе за полвека.

«Я тогда была достаточно молодая. Даже помню, в чём я была: у меня было синее платье с кружевным воротничком. Меня никто не представил. Вхожу в аудиторию к студентам и слышу, с задней парты юноша говорит: "Новенькая? Ну иди сюда". Но я так гордо прошествовала к кафедре и сказала: "Я ваш преподаватель"».

Так в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга в 1967 году появился новый педагог — Людмила Михайловна Пастушенко. Вообще Мила, как её называют близкие, хотела стать актрисой, но не разрешила мама. Поэтому она поступила на филологический факультет в Дальневосточный государственный университет во Владивостоке. По окончании учёбы вернулась на Камчатку, два года проработала в школе № 35, а потом в КамГУ объявили конкурс на должность ассистента. Несмотря на большое количество претендентов, взяли именно Людмилу — благодаря престижному образованию.
«Весь мир — театр»
О том, что не стала актрисой, Людмила Михайловна никогда не жалела. Может быть, потому что её любовь к театральному искусству частично нашла отражение в преподавании.

«Когда я училась в школе, была в пионерском театре, во Владивостоке — в студенческом. И всё это пригодилось. Вообще педагог должен быть актёром в какой-то степени. Литературу преподавать неэмоционально просто нельзя — тебя слушать не будут», — рассказывает Людмила Пастушенко.

Став преподавателем КамГУ, она основала первый в вузе СТЕМ — Студенческий театр миниатюр. А потом появилась театральная студия «Каламбур», которая просуществовала десять лет. Ставили спектакли к 9 мая и Новому году, первое время даже ездили с гастролями по сельским школам. Сначала артистами были только студенты-филологи, а потом стали приходить и ребята с других факультетов.

«Студии нет уже второй год, по нескольким причинам. Но прежде всего, наверное, потому, что многие ушли, надо было делать новый набор. А я так страдала без них. Ушли мальчишки, ушли пятикурсницы Саша Губар, Бригита Вилчаускайте, Олеся Ратанова, Мария Пушная, талантливые девчонки. В этом году закончили заочницы мои: Маша Корякова, Настя Абашкина, Даша Соловьёва. Вот вроде бы взяла паузу, может, зря, не знаю», — говорит Людмила Михайловна.

Увлечения
Корреспондент: — А какие у вас увлечения, кроме театра? Может быть, рисуете или вышиваете?
Людмила Пастушенко: — Упаси Бог, у меня руки растут не из того места. (Улыбается). Раньше очень любила готовить. Сейчас, собственно, не для кого, а вот когда у меня была кураторская группа, я им торты пекла, мы все праздники вместе отмечали. Ещё очень много читаю. А вообще самоё моё большое увлечение — это студенты. Потому что как бы мне не было плохо, как бы я себя не чувствовала, когда я вхожу в аудиторию, — всё, ничего не остаётся. Студенты и я, больше никого и ничего нет.
Студенты, выпускники и любимчики
Людмила Михайловна 40 из 50 лет работы в вузе занимала административные должности. Она работала заведующей кафедрой литературы, деканом филологического факультета, первым проректором. Преподавала множество дисциплин, от ораторского искусства до зарубежной литературы. Сейчас читает всю русскую литературу (с XVIII века по настоящее время), кроме части Серебряного века — она досталась Антонине Алексеевне Гончаровой. «Зарубежку» ведёт третий литератор кафедры — Ольга Александровна Водясова.

«Все мои коллеги по кафедре, за исключением двух преподавателей, — мои выпускники. У меня училась Наталья Глебовна Ильинская, которая раньше занимала должность ректора вуза. Мои бывшие студенты работают и на кафедре психологии. Так что выучила многих», — говорит Людмила Пастушенко.

Со многими из студентов педагог поддерживает дружеские отношения. По её словам, в этом году было очень много поздравлений на День учителя, что безумно приятно — «понимаешь, для чего работаешь». Людмила Михайловна признаётся, что любимчики среди студентов у неё есть, но она этого не показывает. Причём это не обязательно отличники, одним из любимцев может стать ученик, который не очень хорошо успевает, но зато выгодно отличается от других своими моральными качествами.
«Я, кстати, тоже не была идеальной студенткой, белой и пушистой. Например, иногда вместо лекций по марксизму-ленинизму мы убегали в кино. А ещё мне плохо давался старославянский язык, и однажды перед экзаменом я себе ноги изрисовала старославянскими формулами. И вместо того чтобы что-то вспомнить, я пыталась юбочку немножко поднять и списать. В итоге получила двойку, пересдавала потом», — вспоминает Людмила Михайловна.
«Это я запомнила на всю жизнь»
Был в преподавательской практике Людмилы Пастушенко один случай, который стал для неё очень важным уроком. Это произошло почти сразу после окончания университета, когда она работала в школе.

«У меня был один ученик — хулиган отъявленный. Он, к сожалению, потом попал в тюрьму. Учиться он не хотел и вёл себя безобразно. И однажды я позволила себе на уроке сказать: "Женя, ты что дурак?". На что он мне ответил: "Сама дура". И я тогда поняла, что не имею права оскорблять учеников. Это был урок на всю жизнь, я иногда вспоминаю этого Женю. А через много лет, когда я была проректором, мы встретились снова. Сижу в кабинете, секретарь говорит: "К вам какой-то мужчина". И заходит этот Женя, который уже отсидел, с цветами — пришёл извиняться. Я говорю: "Знаешь, Женя, мне тоже надо перед тобой извиниться". Этот случай научил меня: если я скажу что-то, мне ответят. И, в общем-то, правильно сделают», — рассказала педагог.
«Гусеничные основы»
Эта история, которую преподаватели университета до сих пор вспоминают с улыбкой, произошла около семи лет назад на ГОСах. Людмила Михайловна тогда входила в экзаменационную комиссию.

«Девушка отвечает на вопрос по русскому языку об основах слова. И в какой-то момент говорит: "А ещё бывают гусеничные основы". Мы все поднимаем глаза. Какие гусеничные основы? Оказалось, она неправильно списала. Вместо "усечённые" написала "гусеничные". Я теперь говорю ребятам перед экзаменом: "Только, пожалуйста, никаких гусеничных основ"», — рассказывает Людмила Михайловна.

Она говорит, что на экзаменах студенты очень изобретательны и пытаются списывать, но она за ними особенно не следит. Если студент ответит наизусть все даты, это ему не поможет. Преподавателя-литератора интересует совсем не это. Важно понимание смысла художественного произведения и его особенностей. А добиться этого не поможет никакая шпаргалка.
Итоги 50-летия
Полвека работы — значительный срок. Мы попросили Людмилу Михайловну подвести итоги минувшего 50-летия: рассказать, что изменилось за это время в ней самой, студентах, системе образования в целом и вузе в частности.

«Когда я только начала работать, то была абсолютно уверена, что я всё знаю. Но чем дальше, тем больше моя самоуверенность пропадала, тем чаще я стала думать, что знаю не так много. Как-то мы с Антониной Алексеевной обсуждали подготовку к занятиям, и она сказала: "Готовила лекцию, и мне показалось, что я ничего не знаю". А я в ответ: "Вы представляете, я тоже так думаю. Надо всё переделывать, всё переосмысливать!". Можно подумать, что если столько лет работаешь и читаешь лекции, значит, делать нечего… Нет, конечно. Учиться надо всю жизнь, даже если тебе уже много лет. Я всё перечитываю и каждый раз нахожу что-то новое. Это как раз то, чему я пытаюсь учить студентов», — рассказывает Людмила Пастушенко.
Корреспондент: — Сейчас многие говорят об отрицательном влиянии новых технологий на молодое поколение. Вы постоянно взаимодействуете со студентами уже 50 лет. Расскажите, действительно ли есть какие-то негативные изменения? Мешают ли гаджеты проводить занятия?
Людмила Пастушенко: — Нет, конечно, прогресс не мешает проведению занятий. Прогресс — это вообще хорошо. Я сама достаточно неплохо владею компьютером, делаю презентации. Научилась — этого требует время. Но я всегда настаиваю на том, чтобы студенты приносили на занятия «живые» книги. А если говорить о молодёжи, мне кажется, она не стала ни хуже, ни лучше. Люди моего возраста часто жалуются: «Вода была вкуснее, солнце светило ярче». Нет, конечно. Сейчас говорят и пишут о том, что нравственность падает. А я, может, не вижу этого, но мне кажется, что великолепная нравственность. Хорошие ребята. Я очень люблю своих студентов.
— А как изменились университет, система образования за полвека?
— У нас сейчас сократился контингент. Раньше набирали 25 человек и почти 25 выпускали. Сейчас группы меньше — десять бюджетных мест, один–два человека отсеиваются. Произошли сокращения. Раньше у нас на одного студента было, допустим, восемь преподавателей — такое соотношение контингента. Сейчас соотношение 1 к 12. Это значит сокращение ставок.

Также, что касается изменений в системе образования, я не одобряю введение Единого государственного экзамена по литературе. Без собеседования нельзя определить, способен ли выпускник учиться на факультете филологии: он же должен уметь говорить.

А в вузе, мне кажется, постепенно теряются традиции. Например, раньше в День учителя у нас проходили небольшие концерты, посвящение в молодые преподаватели. А сейчас ничего такого нет. Сейчас сплошное бумаготворчество, сокращение видов работ со студентами: собственно, у нас осталась только аудиторная нагрузка. Пропадает сердечность, пропадает духовность. Может быть, это время такое. И оно диктует свои правила.
Книги, кино и творчество
Как не спросить преподавателя литературы о книгах? В продолжение разговора об образовании Людмила Михайловна поделилась мнением о том, каких книг не хватает в школьной и вузовской программах.

«В школьную программу я бы включила больше произведений Серебряного века русской поэзии. Ещё Михаила Салтыкова-Щедрина. То, чего у них нет, например, "Историю одного города". "Анну Каренину" Льва Толстого. В вузе хотелось бы добавить аудиторное изучение произведений Виктора Пелевина. Больше Михаила Булгакова: в учебный план не включены его пьесы "Зойкина квартира" и "Дни Турбиных". То есть я бы расширила спектр произведений определённых авторов, классиков литературы. А ещё хочу посоветовать при изучении литературы чаще обращаться к запискам, письмам авторов. Например, если изучаешь произведения Антона Чехова, прочитай его переписку с братом — ты столько узнаешь о Чехове…», — сказала Людмила Пастушенко.
Любимых авторов у педагога много. Среди поэтов это Иосиф Бродский, Николай Гумилёв, Марина Цветаева и Гарсиа Лорка. Из прозаических произведений она выделила творчество Ивана Бунина, Антона Чехова и роман Умберто Эко «Имя розы».

Корреспондент: — А какие экранизации классической литературы вы советуете посмотреть?

Людмила Пастушенко: — Новые фильмы, снятые по произведениям классиков, я не люблю, тем более с участием западных артистов — они не могут понять русскую душу. Стоит посмотреть ранние экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Если говорить о кино вообще, я бы посоветовала работы Андрея Тарковского. Его фильм «Зеркало» пересматривала много раз.
Мила — поэт
Корреспондент: — А вы никогда не писали сами? Может, мечтаете написать книгу?
Людмила Пастушенко: — В далёкой молодости я писала стихи. Тогда мне казалось, что это стихи, сейчас я думаю, что это графоманство. (Смеётся). Я могу переделывать, писать стихи по случаю дней рождений. В юности я писала, тосковала, как все молодые, и мне казалось, что это прекрасные стихи с прекрасными образами.
Поэтические произведения своей юности Людмила Михайловна помнит до сих пор. Она прочитала нам одно из них.
~
Тёмные лучики месяц спустил

Ночью на серые крыши.

Кто-то томительно долго грустил.

Тише, любовь моя, тише!

Писем не будет, не будет мечты.

Жаль её, бедную, что-то.

Слышишь? Знаешь ли, веришь ли ты?

Кто-то не любит кого-то, слышишь?
Знаешь ли, видишь ли, слышишь ли ты

Нежности мягкую поступь?

Мысли мои до смешного просты,

Стало легко мне и просто.

Тонкие лучики месяц спустил

Ночью весенней и гулкой.

Кто-то, сутулясь, один уходил

Тёмным ночным переулком.

~
После беседы с Людмилой Михайловной мы остались послушать её лекцию о Борисе Пастернаке. Кроме нас, на этом занятии был ещё один гость — её внук Глеб.

«В последнее время на мои лекции ходит внук: ему вдруг захотелось увидеть бабушку в другом обличии, не в джинсах и майке. Рассказала об этом студентам, а они говорят: "А вот мы не против увидеть вас в джинсах и майке". Я им сказала: "Хорошо". И потом прислала фотографию из Крыма, где выгляжу абсолютно иначе. Написала: "Крым. Александр Сергеевич Пушкин и я"», — говорит Людмила Пастушенко и в подтверждение своих слов показывает то самое фото на телефоне.

Закончилась наша встреча уже на кафедре просмотром небольшого фильма «Мила», который Людмиле Михайловне несколько лет назад подарила студентка Мария Пушная. Она создала его вместе с другими участниками театральной студии «Каламбур». Здесь о Миле рассказывают студенты, выпускники, коллеги и даже она сама. Есть и отрывки из работы студии — на сцене можно увидеть саму Людмилу Михайловну. Публикуем видеоролик здесь, завершая таким образом рассказ о настоящем преподавателе, которая действительно любит своё дело и внесла неоценимый вклад в обучение и воспитание нескольких поколений.
Текст: Евгения Пылёва, фото: Виктор Гуменюк.